Мировой финансовый кризис приносит компаниям не только убытки.  На фоне снижения индексов находятся предприимчивые бизнесмены, которые, наоборот, зарабатывают вдвое больше.  Кто и на чем кует свое финансовое счастье, пока на рынках горячо?

"Где тот денежный пузырь, который грозит лопнуть?" - вопрос двухлетней давности прозвучал в офисе финансиста Джона Полсона. Подчиненные ответили: ипотека. Тогда в жилищный крах не поверили большинство экспертов. Компания "Полсон и Ко" сыграла против рынка, заработав почти 4 миллиарда долларов, пока другие потеряли все средства.

Мало кто верил, что такие "голубые фишки", как "Газпром", ВТБ или "ЛУКойл", так сильно подешевеют. Итог известен лучше, чем другой факт: бумагами второго эшелона в это же время можно было порадовать кошельки. Оказались прибыльны золото как вечная ценность, электроэнергетика как перспективный сектор и сосиски, то есть пищевая промышленность. Именно продукт таких компании в непростое время готов стать неотъемлемой частью жизни россиян, обеспечивая на фоне банкротств и увольнений стабильную прибыль.

Двери открыты 24 часа для тех, кому ресторан - дело прошлое. Поесть руками идут и домохозяйки, и белые воротнички. Вскормленная на бюджетном фастфуде выручка и не думает "худеть" - каждый месяц растет на 20%. Не отстают и инвестиции: больше 50 миллионов долларов - на развитие сети антикризисного питания.

"Мы проходили это в 1998 году после кризиса. Такая же ситуация была в начале 90-х в России. То есть у нас огромный опыт, как работать в период кризисной ситуации", - отметил президент компании "Макдональдс" в России Хамзат Хасбулатов.

Обмен бизнес-опытом в неспокойное время - это тоже статья дохода, правда, уже других организаций, где пища не для желудка, а для мозгов. За высшим экономическим образованием - очередь. Будущий топ-менеджмент инвестирует, как говорится, в себя - от 50 до 100 тысяч евро за курс.

"Я остался без больших проектов, обязательств. Но у меня есть деньги. Во что я их вложу? И многие мудро поступают и вкладывают в себя, в свое будущее", - сказал  ректор московской школы управления "Сколково" Андрей Волков.

Скопить на учебники могут помочь квадратные метры. Речь не о строительстве или продаже квартир - здесь как раз не все благополучно. Сложно найти покупателя. Этим пользуются брокеры. За поиск требуют премию.

"Посчитать вознаграждение легко. Если вы продаете дом за миллион долларов, комиссия может составить 5% - это 50 тысяч долларов", - пояснила исполнительный директор компании Blackwood Мария Литинецкая.

Если деньги есть, то добро пожаловать. На прилавке: пекарня, киоск, прачечная - все под ключ и почти в подарочной упаковке. Ассортимент так называемых магазинов готового бизнеса. Кто-то продает - не по карману, а кто-то покупает - со скидкой. Можно в кредит, который банки все реже, но дают.

Чужие долги - способ пополнить капитал. Почти устав коллекторов, то есть собирателей. Они выкупают невыплаченные кредиты у банков. Затем "выбивают" в свою пользу у заемщика - не утюгами, а психологическим давлением. Несколько ночных звонков в дверь, убедительных бесед  - и на счет фирмы поступают десятки тысяч.

Успокоительное для заемщиков. Чем крепче проблемы, тем слабее здоровье. В угоду спросу конвейеры фармацевтов творят все больше таблеток, растворов и микстур. Правда, немного зачах выпуск витаминов и лечебной косметики - время не для излишеств, а для сильнодействующих лекарств.

"По сравнению с последним кварталом прошлого года рост составил 50%. Несмотря на кризисное время, мы завершили очень удачный первый квартал нового финансового года", - сказал генеральный директор представительства в России ОАО "Фармацевтический завод ЭГИС" Ласло Почайи.

Кто-то в непростое финансовое время зарабатывает деньги мешками, имея в виду их количество, кто-то - сумками, имея в виду прямой смысл. Порванные  - как способ заработать. Подлатать, заштопать, починить.  Ремонтные мастерские уже не борются, а отбиваются от клиентов. Несут джинсы, ботинки, ремни, модные туфли, пополняя копилку ежемесячно на десятки тысяч долларов.

"Вопрос о сокращении кадров не стоит. У нас сфера услуг - это руки мастеров. Мы, наоборот, ищем их", - подчеркнул директор по развитию сети салонов бытовых услуг "Маульти-Мастер" Джунаид Тулпарханов.

Антистресс в лице кино. Опробовано еще во времена Великой депрессии в США как уход от проблем. В России все не так драматично. Но на пустоту карманов кинотеатры не жалуются, вновь и вновь заряжая блокбастеры. Киноиндустрия продолжает расти - по 20% в год. Ожидания на 2009-й - 600 миллионов долларов прибыли.

"Даже во время кризиса люди должны отказываться от возможности отдыхать, а кино является самым дешевым видом досуга", - говорит генеральный директор "Синема Парк" Сергей Китин.

Пока эксперты ломают голову, когда же наступят финальные титры мирового кризиса, в сценарий, как на нем заработать, вписываются новые эпизоды - от алкоголя и табака до юристов и продавцов фальшивых справок, готовых законом или лжеболезнью оградить от сокращения. А тем, кто уже не верит в свои силы, помогут потусторонние. За вполне земную плату.