Корпорация Microsoft заявила о продлении сроков продажи Windows XP. Первоначально предполагалось, что эта версия знаменитой операционной системы для ПК будет изъята из магазинов уже в конце этого года. Однако теперь решено сделать ее доступной для покупателей до июля 2008 г. Традиционно старые версии Windows оставались в продаже в течение двух лет после выхода в свет новой версии. Но в случае с Windows Vista, с большой помпой запущенной в продажу прошлой осенью, Microsoft решила изменить прежним принципам. Корпорация сочла, что новая версия настолько хороша, что полный переход к ней займет не более года. Не тут-то было.

Пользователи, в особенности корпоративные, не оценили новые возможности и дизайн Vista. Отказываться ради них от привычной системы, на которой без проблем работают старые программы, они не захотели. Кроме того, Vista оказалась слишком уж жадна до системных ресурсов. По оценке экспертов Everdream, почти 80% установленных в офисах компьютеров не соответствуют рекомендациям Microsoft. Проще говоря, Vista на них не сможет проявить все свои лучшие качества. Какая же компания захочет потратить дополнительные $500-1500 на модернизацию каждого компьютера, чтобы получить систему, в которой ее сотрудники не очень-то и нуждаются?

По данным исследовательского агентства Context, лишь на 13% компьютеров, проданных европейскими дистрибуторами в августе, была предустановлена Vista Business. В июле доля таких ПК достигла 17%. Зато компьютеров с версией XP Professional, предназначенной для корпоративных клиентов, в последний месяц лета было продано в 2 раза больше. Microsoft уже снизила прогноз о продажах Vista в 2008 г. Вместо планируемых 85% на ее долю придется не более 78% всех проданных копий Windows.

Прямые потери Microsoft от того, что конечные клиенты предпочитают покупать старую, а не новую версию Windows, очень малы. Разница в цене на Windows XP и Vista невелика. По словам финансового директора компании Криса Лиддела, стоимость уже заказанных Microsoft, но не доставленных в магазины копий Vista в 2008 г. не превысит $120 млн. На фоне месячной выручки дивизиона Windows (около $1 млрд в месяц) это копейки. Но то, что от Vista отказываются корпоративные клиенты, которые приносят дивизиону львиную долю прибыли, — это серьезный удар. Поэтому Microsoft и вынуждена предлагать клиентам альтернативу — старую добрую XP Professional.

В этой ситуации руководству Microsoft остается только грустно спрашивать себя, насколько эффективно были потрачены те $6 млрд, в которые обошлась разработка Vista.